Интересные факты

  1. Легенда о строительстве Ивангородской крепости

    В 1732 г. в Нарве оказался путешествующий по Пруссии, Польше и России француз де ля Монтре. Он был поражен величием Ивангородской крепости, а от местных жителей услышал следующее предание.

    Долгое время русский царь не мог найти строителя-архитектора для крепости. Наконец, такой человек объявился: по национальности поляк, а по месту рождения - смолянин.

    Обещал построить крепость мощную, неприступную и в короткий срок. И построил! Не много времени прошло - готова крепость, нет ни краше, ни мощнее на Руси, ливонцы - напротив - в трепете, - неповадно будет больше земли русские зорить! Осмотрел царь крепость - доволен остался, пообещал строителя наградить за труды по-царски.

    Проходит какое-то время, вызывает царь архитектора для расчета. Обрадовался было строитель, да рано: вместо благодарности приказал царь ослепить архитектора - чтобы другой такой крепости никому не построил, да и этого плана поведать не мог...

    Что касается строителей-архитекторов, то летопись называет имена Владимира Торокана и Маркуса Грека. Об их ослеплении нигде не упоминается, хотя ослепление в средневековье - не столь уж и редкое явление. К примеру, был ослеплен великий князь Василий, получивший прозвище "Темный" - отец Ивана III. По легенде ослеплены были и строители храма Василия Блаженного Постник и Барма.

    Действительность иногда превосходит самые фантастичные легенды. Во истину, вызывают чувства восхищения сроки, в которые была возведена Ивангородская твердыня: началось строительство Детинца 25 мая 1492 г., а закончилось 22 августа того же года. 26 августа 1496 г. крепость была взята штурмом шведами и разрушена. 13 сентября 1496 г. начинаются строительно-восстановительные работы под руководством воеводы, князя Ивана Гундора и дьяка Михаила Кляпина. 6 декабря работы были закончены! Отстроен самый большой объем крепости - Большой Боярший город, почти в 16 раз превосходящий Детинец, а если сравнить с Нарвским замком, то по площади застройки превосходит и его. Строили крепость в старину по камешку; лес, песок, известь подвозили на лошадях. В раствор же, чтобы крепче был, добавляли кирпичную крошку, да как говорится в одном предании - куриные яйца. Много сырых куриных яиц требовалось. Закупали их в округе воеводины подрядчики, а бывало и сами крестьяне их на стройку приносили. Однажды, крестьянин из села Наровского привез целый воз яиц. Удивились строители: откуда столько? Не смутившись крестьянин ответил, что, мол, объехал все деревни в округе и там скупил яйца, чего зря кобылу гонять из-за одного лукошка? Рассчитался воевода с крестьянином, тот хлестанул кобылу и был таков. Стали строители раствор замешивать, одно яйцо разбили... второе... , а яйца все вкрутую вареные оказались. Разгневался поначалу воевода, хотел погоню за крестьянином выслать, да потом передумал, велел яйца к обеду строителям выдать. Много яиц было - целый воз, да и строителей немало, как раз всем по одному и вышло.
     

  2. В двух километрах выше по течению реки Наровы, находится район Ивангорода именуемый Парусинка. Здесь находятся корпуса Льнопрядильной Парусиновой Суконной фабрик, построенных в середине XIX века бароном А.Л. Штиглецем – основателем Российского Государственного банка, художественно промышленного училища, строителя железных дорог. Здесь же, в Свято-Троицкой церкви находится и его усыпальница.
     
  3. Недалеко от крепости, в особняке XIX в., расположена Ивангородская картинная галерея, где находятся часть краеведческой экспозиции, проводятся выставки работ местных художников. Значительное место в постоянной экспозиции занимают работы выдающегося иллюстратора русских народных сказок И.В. Билибина и художника по фарфору А.В. Щекатихиной - Потоцкой.
     
  4. Основой же для строительства фабрик послужила энергия уникального памятника природы – нарвских водопадов, крупнейших в Европе, где масса воды 1200 куб.м. низвергается с высоты 10 метров в течение 1 секунды.
     
  5. Строительство оборонительных сооружений крепости продолжалось до 1891 г. В начале Первой мировой войны она вместе с Варшавской и Новогеоргиевской крепостями составила Привислинский укрепленный район. Находилась на осадном положении в сентябре-октябре 1914 г. и июне-июле 1915 г. С 12 по 22 июля 1915 г. крепостные управления и части были эвакуированы, 30 июня 1916 г. завершено расформирование крепостных управлений.
     
  6. В 1892 г. в крепости Ивангород было создано воздухоплавательное отделение. После поражения в Крымской войне 1853-1856 гг. Россия приступила к крупным военным реформам, в ходе которых особое внимание уделялось развитию техники в интересах военного дела. 17 декабря 1869 г. Военно-научный комитет Главного штаба русской армии представил военному министру Д.А. Милютину доклад с обоснованием необходимости начать практические работы по военному воздухоплаванию, в том числе создать специальный орган Военного министерства для руководства воздухоплавательной службой в армии.

    С 28 июня 1890 г. Учебный кадровый воздухоплавательный парк возглавил A.M. Кованько. Тогда же УКВП был преобразован в Учебный воздухоплавательный парк с утверждением положения о нем и штата. Позднее это решение было закреплено приказом Главного штаба от 4 ноября 1890 г. № 236. Вскоре Учебный парк приступил к формированию первых воздухоплавательных подразделений для русской армии. Офицеры инженерных войск, успешно окончившие полный курс офицерского класса Учебного воздухоплавательного парка, переводились на службу в крепостные воздухоплавательные отделения. К осени 1890 г. в Учебном парке было подготовлено достаточное количество личного состава, необходимого для укомплектования по штатам мирного времени учебной воздухоплавательной команды и трех крепостных воздухоплавательных отделений, одним из которых было Варшавское, сформированное в декабре 1891 года на основании приказа по военному ведомству № 291. В 1892 г. такое отделение было создано в крепости Осовец, в следующем году – в крепостях Новогеоргиевск и Ивангород).
     

  7. На территории воздухоплавательного отделения Ивангородской крепости на реке Нарве в начале 1905 г. были проведены первые опыты по сведению на землю небесного электричества русским ученым-физиком Н.П. Мышкиным. Николай Павлович Мышкин - талантливый и весьма плодовитый исследователь, изобретатель и конструктор. Его научные работы и открытия почти всегда вызывали споры, а то и ожесточенную полемику. Как физик и метеоролог, он прекрасно знал, что в атмосфере Земли содержится огромный запас электрической энергии, причем независимо от погоды, облачности, времени года и суток. Наглядно это проявляется во время гроз. Средняя мощность разряда молнии составляет около 100 миллионов киловатт. Естественной была мысль Мышкина найти способ использования даровой, неиссякаемой энергии. Первые опыты по сведению на землю небесного электричества на открытом пространстве профессору Мышкину удалось провести лишь в 1902 г. в Новой Александрии. Опыты были удачными: впервые мотор работал на электричестве, «похищенном» с неба. Мышкин составил масштабную программу экспериментов, которые требовали затрат, и немалых. В своих научных докладах, печатных трудах Мышкин старался вызвать интерес к проблеме использования атмосферной электрической энергии. «К сожалению, – писал ученый, – слова мои оставались гласом вопиющего в пустыне». И все же покровителя Мышкину удалось найти, да какого – в лице самого великого князя Петра Николаевича! В начале 1905 г. ученому были выделены деньги на опыты, а местом их проведения выбрали территорию воздухоплавательного отделения Ивангородской крепости на реке Нарве. Здесь был построен специальный павильон с необходимыми аппаратами и механизмами, в частности с электростатическим двигателем относительно большой мощности. В куполе павильона имелось отверстие для прохода леера – провода, связывавшего коллекторы змея с двигателем и приборами. Испытания в Ивангороде еще раз убедили Мышкина, что атмосферное электричество можно использовать.